Конвенция о дорожном движении

Конвенция о дорожном движении

                Конвенция о дорожном движении 
                   (Вена, 8 ноября 1968 года ) 
               (с поправками от 3 марта 1993 года) 
               Статус Конвенции см. ( 995_j82 ) 
  { Дополнительно см. Поправки к Конвенции 
        ( 995_h13 ) от 28.09.2004 } 
 
 { Дополнения к Конвенции см.в Европейском соглашении ( 994_866 ) 
  от 01.05.1971 ( с изменениями на 26.03.2006 ) } 
 
     Договаривающиеся Стороны,
     желая облегчить международное дорожное  движение  и  повысить 
безопасность   на  дорогах  путем  принятия  единообразных  правил 
движения,
     согласились о нижеследующем: 
                     Глава I. Общие положения 
                             Статья 1 
                           Определения 
     При применении  положений  настоящей  Конвенции нижеследующие 
термины имеют  то  значение,  которое  придается  им  в  настоящей 
статье:
     a) термин  \”национальное  законодательство\”  Договаривающейся 
Стороны  означает  совокупность национальных или местных законов и 
правил, действующих на территории этой Договаривающейся Стороны;
     b) транспортное     средство    считается    находящимся    в 
\”международном движении\” по  территории  какого-либо  государства, 
если оно:
     i) принадлежит физическому или  юридическому  лицу,  имеющему 
обычное местожительство вне этого государства;
     ii) не зарегистрировано в этом государстве;
     iii) временно ввезено в него;  однако каждая Договаривающаяся 
Сторона вправе не считать находящимся в  \”международном  движении\” 
любое  транспортное средство,  которое оставалось на ее территории 
более одного года без  значительного  перерыва,  продолжительность 
которого может устанавливаться этой Договаривающейся Стороной.
     Состав транспортных   средств   считается    находящимся    в 
\”международном   движении\”,   если   по   крайней   мере  одно  из 
транспортных средств состава отвечает этому определению;
     c) термин \”населенный пункт\” означает застроенную территорию, 
въезды  на  которую  и  выезды  с  которой  специально  обозначены 
соответствующими  знаками  или  которая  каким-либо  иным  образом 
определена в национальном законодательстве;
     d) термин  \”дорога\”  означает  всю полосу отвода любой дороги 
или улицы, открытой для движения;
     e) термин  \”проезжая  часть  дороги\”  означает  часть дороги, 
обычно используемую  для  движения  транспортных  средств;  дорога 
может  иметь  несколько проезжих частей,  четко разграниченных,  в 
частности разделительной полосой,  или  находящихся  на  различных 
уровнях;
     f) на проезжей части,  где крайняя полоса или крайние  полосы 
движения  или  велодорожки предназначены для движения определенных 
транспортных средств,  термин \”край проезжей части\”  означает  для 
других пользователей дороги край остальной части дороги;
     g) термин \”полоса  движения\”  означает  любую  из  продольных 
полос,  на  которые  может  быть  разделена проезжая часть дороги, 
обозначенных или не обозначенных посредством продольной  разметки, 
но   имеющих   ширину,   достаточную   для  движения  в  один  ряд 
автомобилей, иных, чем мотоциклы;
     h) термин  \”перекресток\”  означает любое пересечение на одном 
уровне,  соединение или разветвление  дорог,  включая  территорию, 
образуемую такими пересечениями, соединениями или разветвлениями;
     i) термин   \”железнодорожный    переезд\”    означает    любое 
пересечение   на   одном  уровне  дороги  с  железнодорожными  или 
трамвайными путями, имеющими независимое полотно;
     j) термин   \”автомагистраль\”   означает   дорогу,  специально 
построенную  и  предназначенную  для   движения   автотранспортных 
средств, которая не обслуживает придорожных владений и которая:
     i) за исключением отдельных мест или  во  временном  порядке, 
имеет  для  обоих  направлений  движения отдельные проезжие части, 
отделенные   друг   от   друга    разделительной    полосой,    не 
предназначенной  для  движения,  или,  в  исключительных  случаях, 
другими средствами;
     ii) не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами,  ни с 
железнодорожными  или  трамвайными  путями,   ни   с   пешеходными 
дорожками;
     iii) специально обозначена в качестве автомагистрали;
     k) транспортное средство считается:
     i) \”остановленным\”,  если   оно   приведено   в   неподвижное 
состояние  на  период  времени,  необходимый  либо для посадки или 
высадки людей, либо для погрузки или выгрузки грузов;
     ii) \”находящимся   на   стоянке\”,   если   оно   приведено  в 
неподвижное состояние по причине, иной, чем необходимость избежать 
столкновения  с  другим  пользователем  дороги  или  с  каким-либо 
препятствием или выполнить предписания правил движения, и если его 
остановка не ограничивается временем, необходимым либо для посадки 
или высадки людей, либо для погрузки или выгрузки грузов.
     Однако Договаривающиеся       Стороны      могут      считать 
\”остановленными\” транспортные средства,  приведенные в неподвижное 
состояние в условиях,  определенных выше,  в подпункте \”ii\”,  если 
длительность  этого  состояния  не  превышает   предела   времени, 
установленного  национальным  законодательством,  и  могут считать 
\”находящимися на стоянке\”  транспортные  средства,  приведенные  в 
неподвижное состояние в условиях,  определенных выше,  в подпункте 
\”i\”,  если длительность этого состояния превышает предел  времени, 
установленный национальным законодательством;
     l) термин \”велосипед\” означает любое  транспортное  средство, 
которое  имеет  по крайней мере два колеса и приводится в движение 
исключительно  мускульной  энергией  лиц,  находящихся   на   этом 
транспортном   средстве,   в  частности  при  помощи  педалей  или 
рукояток;
     m) термин  \”велосипед  с подвесным двигателем\” означает любое 
двух-   или   трехколесное   транспортное   средство,   снабженное 
двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим 
50 куб.  см,  и максимальная конструктивная скорость  которого  не 
превышает 50 км/час (30 миль/час); однако Договаривающиеся Стороны 
могут  не  считать   велосипедами   с   подвесным   двигателем   в 
соответствии    со   своим   национальным   законодательством   те 
транспортные средства,  которые не имеют характеристик велосипедов 
в отношении возможностей их использования, в частности возможности 
приведения их в движение с помощью педалей,  или которые по  своей 
максимальной   конструктивной   скорости,   весу   или   некоторым 
характеристикам двигателя превышают установленные пределы. Ни одно 
положение   настоящего   определения  не  должно  толковаться  как 
препятствующее Договаривающимся  Сторонам  полностью  приравнивать 
велосипеды  с  подвесным  двигателем  к велосипедам при применении 
предписаний   своих   национальных   законодательств,   касающихся 
дорожного движения;
     n) термин \”мотоцикл\” означает любое двухколесное транспортное 
средство    с   коляской   или   без   нее,   имеющее   двигатель. 
Договаривающиеся    Стороны    могут    в    своем    национальном 
законодательстве    приравнивать    к    мотоциклам   трехколесные 
транспортные средства, масса которых без нагрузки не     превышает 
400 кг.  Термин  \”мотоцикл\”  не  включает  велосипеды  с подвесным 
двигателем, однако Договаривающиеся Стороны могут при условии, что 
они  сделают соответствующее заявление согласно пункту 2 статьи 54 
настоящей   Конвенции,   приравнивать   велосипеды   с   подвесным 
двигателем к мотоциклам при применении настоящей Конвенции;
     o) термин \”механическое транспортное средство\” означает любое 
самоходное   дорожное   транспортное   средство,   за  исключением 
велосипедов с подвесным двигателем, на территории Договаривающихся 
Сторон,  которые не приравнивают их к мотоциклам, и за исключением 
рельсовых транспортных средств;
     p) термин  \”автомобиль\”  означает  механическое  транспортное 
средство,  используемое обычно для перевозки по дорогам людей  или 
грузов   или  для  буксировки  по  дорогам  транспортных  средств, 
используемых  для  перевозки  людей  или   грузов.   Этот   термин 
охватывает  троллейбусы,  т.е.  нерельсовые транспортные средства, 
соединенные с  электрическим  проводом;  он  не  охватывает  такие 
транспортные    средства,   как   сельскохозяйственные   тракторы, 
использование которых для перевозки людей или  грузов  по  дорогам 
или  для буксировки по дорогам транспортных средств,  используемых 
для перевозки людей  или  грузов,  является  лишь  вспомогательной 
функцией;
     q) термин  \”прицеп\”  означает  любое  транспортное  средство, 
предназначенное   для  его  буксировки  механическим  транспортным 
средством; этот термин охватывает также полуприцепы;
     r) термин \”полуприцеп\” означает любой прицеп, предназначенный 
для сцепления с автомобилем таким образом, что часть его опирается 
на автомобиль,  и последний несет на себе значительную часть массы 
полуприцепа и его груза;
     s) термин \”легкий прицеп\” означает всякий прицеп, разрешенная 
максимальная масса которого не превышает 750 кг;
     t) термин  \”состав  транспортных средств\” означает сцепленные 
транспортные средства,  которые участвуют в дорожном движении  как 
одно целое;
     u) термин \”транспортное  средство  с  полуприцепом\”  означает 
состав из автомобиля и сцепленного с ним полуприцепа;
     v) термин  \”водитель\”  (\”погонщик\”)  означает  всякое   лицо, 
управляющее  транспортным средством,  автомобилем и т.д.  (включая 
велосипеды) или ведущее по дорогам скот,  стада, упряжных, вьючных 
или верховых животных;
     w) термин   \”разрешенная   максимальная    масса\”    означает 
максимальную  массу груженого транспортного средства,  объявленный 
допустимым   компетентным   органом   государства,    в    котором 
зарегистрировано транспортное средство;
     x) термин \”масса без нагрузки\” означает  массу  транспортного 
средства  без  экипажа,  пассажиров  и груза,  но с полным запасом 
топлива и необходимым комплектом инструмента;
     y) термин  \”масса  с  нагрузкой\”  означает  фактическую массу 
груженого транспортного средства, экипажа и пассажиров;
     z) термины    \”направление   движения\”   и   \”соответствующий 
направлению движения\” означают правую сторону, если в соответствии 
с  национальным  законодательством водитель транспортного средства 
должен при встрече с другим транспортным средством пропустить  его 
слева; в противном случае эти термины означают левую сторону;
     aa) предписание  для  водителя   \”уступить   дорогу\”   другим 
транспортным средствам означает, что водитель не должен продолжать 
или возобновлять движение или осуществлять маневр,  если это может 
вынудить  водителей  других транспортных средств внезапно изменить 
направление движения или скорость. 
                             Статья 2 
                      Приложения к Конвенции 
     Нижеследующие Приложения к настоящей  Конвенции  являются  ее 
неотъемлемой частью:
     Приложение 1:  Отступления  от  обязательства   допускать   к 
международному движению автомобили и прицепы;
     Приложение 2:  Регистрационный номер автомобилей и  прицепов, 
находящихся в международном движении;
     Приложение 3:  Отличительный  знак  автомобилей  и  прицепов, 
находящихся в международном движении;
     Приложение 4:  Опознавательные знаки автомобилей и  прицепов, 
находящихся в международном движении;
     Приложение 5:  Технические условия,  касающиеся автомобилей и 
прицепов;
     Приложение 6: Национальное водительское удостоверение;
     Приложение 7: Международное водительское удостоверение. 
                             Статья 3 
              Обязательства Договаривающихся Сторон 
     1. a) Договаривающиеся Стороны принимают соответствующие меры 
к тому,  чтобы действующие  на  их  территории  правила  дорожного 
движения  по  своему  существу соответствовали положениям главы II 
настоящей Конвенции.  При условии,  что эти  правила  ни  в  каком 
отношении не противоречат упомянутым положениям:
     i) эти  правила  могут  не  включать  те  положения,  которые 
относятся  к  случаям,  не  имеющим  места  на  территории  данной 
Договаривающейся Стороны;
     ii) эти правила могут содержать положения, не предусмотренные 
в главе II;
     b) положения  настоящего пункта не обязывают Договаривающиеся 
Стороны предусматривать санкции за любое нарушение положений главы 
II, которые они включили в свои правила дорожного движения.
     2. a) Договаривающиеся  Стороны  принимают  также  надлежащие 
меры   к   тому,  чтобы  действующие  на  их  территории  правила, 
касающиеся технических условий, которым должны отвечать автомобили 
и  прицепы,  соответствовали  положениям  Приложения 5 к настоящей 
Конвенции;   эти   правила   могут   содержать    положения,    не 
предусмотренные в Приложении 5,  при условии, что эти положения не 
будут ни в каком отношении противоречить  принципам  безопасности, 
определяющим   положения   Приложения   5.   Они  также  принимают 
надлежащие меры к тому, чтобы находящиеся в международном движении 
автомобили   и   прицепы,  зарегистрированные  на  их  территории, 
соответствовали положениям Приложения 5 настоящей Конвенции;
     b) что  касается  действующих  на территории Договаривающихся 
Сторон правил, то положения настоящего пункта не предписывают этим 
Сторонам  каких-либо обязательств в отношении технических условий, 
которым должны отвечать  механические  транспортные  средства,  не 
являющиеся автомобилями применительно к настоящей Конвенции.
     3. С учетом отступлений,  предусмотренных в  Приложении  1  к 
настоящей Конвенции,  Договаривающиеся Стороны обязуются допускать 
к  международному  движению  по  своей  территории  автомобили   и 
прицепы, которые отвечают требованиям, предусмотренным в главе III 
настоящей Конвенции, и водители которых отвечают требованиям главы 
IV;    Договаривающиеся   Стороны   обязуются   также   признавать 
свидетельства  о  регистрации,   выдаваемые   в   соответствии   с 
положениями главы III,  как удостоверяющие, если не будет доказано 
обратное,  что  транспортные  средства,  на  которые  они  выданы, 
отвечают условиям, предусмотренным в указанной главе III.
     4. Меры,  которые Договаривающиеся Стороны приняли или примут 
либо  в одностороннем порядке,  либо путем подписания двусторонних 
или многосторонних соглашений с целью допущения на их территории к 
международному движению автомобилей и прицепов, не удовлетворяющих 
всем условиям,  указанным  в  главе  III  настоящей  Конвенции,  и 
признания,   помимо   случаев,   предусмотренных   в   главе   IV, 
действительности  на  их  территории  водительских  удостоверений, 
выданных  какой-либо  другой Договаривающейся Стороной,  считаются 
соответствующими целям настоящей Конвенции.
     5. Договаривающиеся    Стороны    обязуются    допускать    к 
международному  движению  по   своей   территории   велосипеды   и 
велосипеды  с  подвесным двигателем,  которые отвечают техническим 
условиям,  предусмотренным  в  главе  V  настоящей  Конвенции,   и 
водители  которых  имеют  обычное  местожительство  на  территории 
другой Договаривающейся Стороны.  Ни одна Договаривающаяся Сторона 
не может требовать наличия водительского удостоверения у водителей 
велосипедов или велосипедов с подвесным двигателем,  находящихся в 
международном   движении;   однако  те  Договаривающиеся  Стороны, 
которые в соответствии с положениями пункта 2 статьи 54  настоящей 
Конвенции   сделают   заявление   относительно   приравнивания   к 
мотоциклам велосипедов с  подвесным  двигателем,  могут  требовать 
наличия  водительского  удостоверения  у  водителей  велосипедов с 
подвесным двигателем, находящихся в международном движении.
     5-бис. Договаривающиеся  Стороны  принимают  необходимые меры 
для обеспечения обучения правилам дорожного движения на регулярной 
и постоянной основе, особенно в школах на всех уровнях.
     5-тер. Если обучение вождению  проводится  в  учреждениях  по 
подготовке   профессиональных   водителей,   то   в   национальном 
законодательстве должны предусматриваться минимальные требования к 
учебному курсу и квалификации преподавателей, осуществляющих такое 
обучение.
     6. Договаривающиеся    Стороны   обязуется   сообщать   любой 
Договаривающейся Стороне по ее просьбе информацию, необходимую для 
установления  лица,  на  имя  которого  механическое  транспортное 
средство или сцепленный  с  таким  транспортным  средством  прицеп 
зарегистрированы на их территориях,  если в представленной просьбе 
указано,  что   это      транспортное     средство  участвовало  в 
дорожно-транспортном       происшествии   или     водитель  такого 
транспортного   средства    допустил  серьезное  нарушение  правил 
дорожного движения  и в  этой  связи подлежит серьезному наказанию 
или лишению права  на   управление    транспортным    средством на 
территории  Договаривающейся   Стороны, которая обратилась с такой 
просьбой.
     7. Считаются соответствующими целям настоящей Конвенции меры, 
которые   приняли  или  примут  Договаривающиеся  Стороны  либо  в 
одностороннем порядке,  либо  путем  заключения  двусторонних  или 
многосторонних   соглашений   в  целях  облегчения  международного 
движения путем упрощения таможенных,  полицейских,  санитарных или 
иных подобного рода формальностей,  а также меры,  направленные на 
то,  чтобы привести  в  соответствие  компетенцию  и  часы  работы 
таможенных  отделений  и  постов  на  одном  и  том же пограничном 
пункте.
     8. Положения   пунктов   3,   5   и  7  настоящей  статьи  не 
препятствуют использованию каждой Договаривающейся Стороной своего 
права   подчинять   допущение  к  международному  движению  по  ее 
территории  автомобилей,   прицепов,   велосипедов   с   подвесным 
двигателем и велосипедов,  а также их водителей и пассажиров своим 
правилам  коммерческих  перевозок  пассажиров  и   грузов,   своим 
правилам  в  области  страхования  от  гражданской ответственности 
водителей и  своим  таможенным  правилам,  а  также  вообще  своим 
предписаниям в областях, не относящихся к дорожному движению. 
                             Статья 4 
                     Дорожные знаки и сигналы 
     Договаривающиеся Стороны  настоящей Конвенции,  не являющиеся 
Договаривающимися  Сторонами  Конвенции  о   дорожных   знаках   и 
сигналах ( 995_902 ),  открытой для подписания в Вене одновременно 
с настоящей Конвенцией, обязуются принять меры к тому, чтобы:
     a) все  установленные  на  их  территории  дорожные  знаки  и 
сигналы,  световые дорожные сигналы и  разметка  дорог  составляли 
единую  систему и изготавливались и устанавливались таким образом, 
чтобы их можно было легко распознать;
     b) число   типов   сигналов   было   ограничено,   и  сигналы 
устанавливались лишь  в  тех  местах,  где  их  наличие  считается 
полезным;
     c) предупреждающие  сигнальные   знаки   устанавливались   на 
достаточном   расстоянии   от   препятствий   для   своевременного 
предупреждения о них водителей;
     d) было запрещено:
     i) помещать на сигнальном знаке,  на его опоре или  на  любом 
другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения, 
что-либо,  что не имеет отношения к назначению  этого  сигнального 
знака  или приспособления;  однако,  если Договаривающиеся Стороны 
или  их   территориальные   подразделения   разрешают   какой-либо 
ассоциации,   не  имеющей  целью  получение  материальной  выгоды, 
устанавливать  указательные  знаки,  они  могут  разрешать,  чтобы 
эмблема этой ассоциации обозначалась на знаке или на его опоре при 
условии, что это не затруднит его понимания;
     ii) помещать   плакаты,   афиши,   производить   разметку   и 
устанавливать приспособления,  которые либо могут быть приняты  за 
сигнальные  знаки  или  другие  приспособления  для  регулирования 
движения,  либо могут снизить их видимость или эффективность, либо 
ослеплять  пользователей  дороги  или  отвлекать их внимание и тем 
самым ставить под угрозу безопасность дорожного движения;
     iii) устанавливать  на  тротуарах  и  обочинах устройства или 
оборудование,  которое  может  необоснованно  затруднять  движение 
пешеходов, и в частности престарелых лиц и инвалидов. 
               Глава II. Правила дорожного движения 
                             Статья 5 
               Значение дорожных знаков и сигналов 
     1. Пользователи  дороги должны выполнять предписания дорожных 
знаков и сигналов,  световых дорожных сигналов или разметки дорог, 
даже  если  упомянутые  предписания кажутся противоречащими другим 
правилам движения.
     2. Предписания  световых  дорожных  сигналов  превалируют над 
предписаниями дорожных знаков, определяющих преимущественное право 
проезда. 
                             Статья 6 
             Сигналы лиц, уполномоченных регулировать 
                         дорожное движение 
     1. Лица,  уполномоченные  регулировать   дорожное   движение, 
должны  быть  хорошо  распознаваемыми и видимыми на расстоянии как 
днем, так и ночью.
     2. Пользователи  дороги  должны  немедленно  выполнять  любое 
указание лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение.
     3. Рекомендуется       предусмотреть      в      национальном 
законодательстве,  чтобы в качестве указаний  лиц,  уполномоченных 
регулировать    дорожное   движение,   считались,   в   частности, 
перечисленные ниже сигналы:
     a) поднятая  вертикально рука;  этот жест означает \”внимание, 
стоп\” для всех пользователей дороги,  кроме тех водителей, которые 
не  могли бы уже остановиться в условиях достаточной безопасности; 
кроме того,  если этот сигнал подается на  перекрестке,  водитель, 
уже выехавший на перекресток, может продолжать движение;
     b) рука или руки, вытянутые горизонтально; этот жест означает 
сигнал \”стоп\” для всех пользователей дороги,  которые,  независимо 
от направления их движения,  движутся с направлений,  пересекающих 
направление,   обозначенное   вытянутой  рукой  или  руками  лица, 
уполномоченного регулировать дорожное движение; подав этот сигнал, 
регулировщик  может  опустить  руку  или  руки;  для водителей,  к 
которым он обращен грудью или спиной,  этот  жест  также  означает 
сигнал \”стоп\”;
     c) покачивание  красным  огнем;  этот  жест  означает  сигнал 
\”стоп\” для пользователей дороги,  в сторону которых направлен этот 
огонь.
     4. Сигналы    лиц,   уполномоченных   регулировать   дорожное 
движение, превалируют над предписаниями дорожных знаков и сигналов 
и  световых  дорожных сигналов или разметки дорог,  а также правил 
дорожного движения. 
                             Статья 7 
                          Общие правила 
     1. Пользователи дороги должны вести себя таким образом, чтобы 
не создавать опасности или препятствий для движения, не подвергать 
опасности  людей   и   не   причинять   ущерба   государственному, 
общественному или частному имуществу.
     2. Рекомендуется      предусмотреть      в       национальном 
законодательстве,  что  пользователи  дороги  не  должны  стеснять 
дорожное движение или ставить под угрозу его безопасность, бросая, 
складывая  или  оставляя  на  дороге  предметы или материалы,  или 
создавая  на  ней  какие-либо  другие  препятствия.   Пользователи 
дороги,  которым  не  удалось избежать создания такого препятствия 
или такой опасности,  должны принять необходимые меры для возможно 
более  быстрого  их  устранения  и,  если они не могут сделать это 
немедленно, для предупреждения о них других пользователей дороги.
     3. Водители   должны   проявлять  повышенную  осторожность  в 
отношении таких наиболее уязвимых участников  дорожного  движения, 
как  пешеходы и велосипедисты и,  в частности,  дети,  престарелые 
лица и инвалиды.
     4. Водители должны стараться,  чтобы их транспортные средства 
не причиняли неудобства пользователям дороги и людям,  проживающим 
в придорожных владениях, в частности, не создавали излишнего шума, 
не поднимали пыли и не  выбрасывали  выхлопные  газы,  если  этого 
можно избежать.
     5. Использование ремней  безопасности  является  обязательным 
для  водителей  и  пассажиров автомобилей,  находящихся на местах, 
оборудованных   такими   ремнями,    за    исключением    случаев, 
предусмотренных в национальном законодательстве. 
                             Статья 8 
                             Водители 
     1. Каждое   транспортное  средство  или  состав  транспортных 
средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя.
     2. Рекомендуется       предусмотреть      в      национальном 
законодательстве,  что вьючные,  упряжные и верховые  животные,  а 
также   скот  и  стада  (за  исключением  соответствующим  образом 
обозначенных зон) должны иметь погонщика.
     3. Водитель   должен   обладать  необходимыми  физическими  и 
психическими качествами,  и его физическое и умственное  состояние 
должно позволять ему управлять транспортным средством.
     4. Водитель механического транспортного средства должен иметь 
знания   и   навыки,   необходимые   для  управления  транспортным 
средством;  однако это положение не препятствует обучению вождению 
в соответствии с положениями национального законодательства.
     5. Водитель  (погонщик)  должен  быть  всегда   в   состоянии 
управлять   своим   транспортным   средством   (направлять   своих 
животных). 
                             Статья 9 
                          Стада животных 
     Рекомендуется предусмотреть в национальном  законодательстве, 
что,  за исключением отступлений,  имеющих целью облегчить перегон 
скота,  стада должны разделяться на части умеренной длины,  причем 
расстояние   между  этими  частями  должно  быть  достаточным  для 
удобства движения. 
                            Статья 10 
                  Расположение на проезжей части 
     1. Направление  движения  должно  быть  одинаковым  на   всех 
дорогах  данного  государства,  за  исключением  в соответствующих 
случаях,  используемых  исключительно  или  главным  образом   для 
транзита между двумя другими государствами.
     2. Двигающихся по дороге животных  следует  вести  как  можно 
ближе   к   краю   проезжей  части,  соответствующему  направлению 
движения.
     3. Не нарушая иного рода положения пункта 1 статьи 7,  пункта 
6  статьи  11  и  других  положений  противоположного   характера, 
содержащихся   в   настоящей   Конвенции,  водитель  транспортного 
средства должен в той  мере,  в  какой  позволяют  обстоятельства, 
находиться   ближе   к   краю   проезжей  части,  соответствующему 
направлению  движения.  Однако  Договаривающиеся  Стороны  или  их 
территориальные   подразделения   могут   регламентировать   более 
конкретно  правила  расположения  на   проезжей   части   грузовых 
транспортных средств.
     4. На дороге с двумя или  тремя  проезжими  частями  водитель 
транспортного  средства  не  должен  выезжать  на  проезжую часть, 
противоположную стороне, соответствующей направлению движения.
     5. a) На дороге с двусторонним движением,  имеющей по крайней 
мере четыре полосы движения,  водитель транспортного  средства  не 
должен  выезжать  на  полосы,  по  которым  совершается движение в 
противоположном направлении;
     b) на  дороге  с  двусторонним движением,  имеющей три полосы 
движения,  водитель транспортного средства не должен  выезжать  на 
крайнюю  полосу проезжей части,  по которой совершается движение в 
противоположном направлении.
     6. Не  нарушая  положений  статьи  11  и  если дополнительная 
полоса  движения  обозначена  соответствующим   знаком,   водители 
тихоходных транспортных средств должны использовать эту полосу. 
                            Статья 11 
                     Обгон и движение в рядах 
     1. a) Обгон должен производиться со стороны,  противоположной 
стороне, соответствующей направлению движения;
     b) однако    обгон    должен    производиться   со   стороны, 
соответствующей направлению движения,  в том случае, если водитель 
(погонщик),  которого  обгоняют,  подал  сигнал  о своем намерении 
повернуть  в  сторону,  противоположную  стороне,  соответствующей 
направлению  движения,  и  направил свое транспортное средство или 
своих животных в эту сторону, с тем чтобы либо повернуть на другую 
дорогу  или  въехать в придорожное владение,  либо остановиться на 
этой стороне.
     2. Перед обгоном водитель должен, не нарушая положений пункта 
1 статьи 7 и положений статьи 14 настоящей Конвенции,  убедиться в 
том, что:
     a) ни один следующий позади водитель не начал обгона;
     b) водитель транспортного средства,  движущегося впереди него 
по той же полосе движения,  не подал  сигнала  о  своем  намерении 
совершить обгон другого транспортного средства;
     c) он может сделать это, не создавая опасности или помехи для 
встречных  транспортных  средств  и убедившись,  в частности,  что 
полоса движения,  на  которую  он  намерен  выехать,  свободна  на 
достаточном   расстоянии   и   что   относительная  скорость  двух 
транспортных  средств  позволяет  совершить  обгон  за  достаточно 
краткое время;
     d) за  исключением  случаев  выезда  на   полосу,   встречное 
движение по которой запрещено, он может без ущерба для обгоняемого 
пользователя  или  пользователей  дороги   вновь   занять   место, 
предписанное пунктом 3 статьи 10 настоящей Конвенции.
     3. Во  исполнение  положений  пункта   2   настоящей   статьи 
запрещается,  в  частности  на  дорогах  с двусторонним движением, 
совершать обгон при приближении к концу подъема и, когда видимость 
недостаточна,  на поворотах,  за исключением случаев, когда в этих 
местах имеется продольная разметка и когда обгон  совершается  без 
выезда на полосы, предназначенные для встречного движения.
     4. В момент обгона водитель должен оставлять для  обгоняемого 
пользователя   или   пользователей   дороги   достаточное  боковое 
пространство.
     5. a)  На  дорогах,  имеющих  по  крайней  мере  две  полосы, 
предназначенные  для  движения  в  данном  направлении,   водитель 
транспортного  средства,  который  вынужден был бы совершить новый 
обгон сразу или вскоре после того,  как он вернется  в  свой  ряд, 
предписанный  пунктом  3 статьи 10 настоящей Конвенции,  может для 
совершения этого маневра остаться на полосе движения,  занятой  им 
для  первого обгона,  предварительно убедившись,  что он может это 
сделать,  не  создавая   серьезных   затруднений   для   водителей 
транспортных средств, следующих за ним на большей скорости;
     b) однако Договаривающиеся  Стороны  или  их  территориальные 
подразделения  могут  не  применять  положений настоящего пункта к 
водителям  велосипедов,  велосипедов   с   подвесным   двигателем, 
мотоциклов  и  транспортных  средств,  не считающихся автомобилями 
согласно настоящей Конвенции,  а также  к  водителям  автомобилей, 
разрешенная  максимальная  масса  которых  превышает  3500  кг или 
конструктивная  скорость  которых  не  превышает  40  км/час   (25 
миль/час).
     6. Когда  применяются  положения  подпункта  \”a\”   пункта   5 
настоящей статьи и интенсивность движения такова, что транспортные 
средства  не  только   занимают   всю   ширину   проезжей   части, 
предназначенной  исключительно  для движения в данном направлении, 
но к  тому  же  двигаются  со  скоростью,  зависящей  от  скорости 
транспортного средства, следующего впереди них по данному ряду, то
     a) без ущерба для положений пункта  9  настоящей  статьи  тот 
факт,  что  транспортные  средства одного ряда двигаются с большей 
скоростью,   чем   транспортные   средства   другого   ряда,    не 
рассматривается как обгон в соответствии с настоящей статьей;
     b) водитель транспортного средства,  которое не находится  на 
полосе   движения,   наиболее   близкой  к  краю  проезжей  части, 
соответствующему направлению  движения,  может  выезжать  из  ряда 
только  с  целью сделать поворот направо или налево или выехать на 
стоянку;  однако это  требование  не  применяется,  если  водитель 
выезжает из одного ряда в другой согласно положениям национального 
законодательства при выполнении предписаний подпункта \”b\” пункта 5 
настоящей статьи.
     7. Если полосы  разграничены  на  проезжей  части  продольной 
разметкой, водителям запрещается при движении в рядах, описанном в 
п. п. 5 и 6 настоящей статьи, наезжать на эту разметку.
     8. Без  ущерба  для  положений  пункта  2  настоящей статьи и 
других  ограничений,  которые  Договаривающиеся  Стороны  или   их 
территориальные  подразделения могут предписать в отношении обгона 
на перекрестках и  железнодорожных  переездах,  ни  один  водитель 
транспортного  средства  не  должен  обгонять  другое транспортное 
средство, иное, чем двухколесный велосипед, двухколесный велосипед 
с подвесным двигателем или двухколесный мотоцикл без коляски:
     a) непосредственно перед перекрестком и на перекрестке, ином, 
чем перекресток с круговым движением, за исключением:
     i) случая,  предусмотренного  в  подпункте   \”b\”   пункта   1 
настоящей статьи;
     ii) случая,  когда обгон совершается по дороге,  при движении 
по  которой  на перекрестке предоставляется преимущественное право 
проезда;
     iii) случая,   когда  движение  на  перекрестке  регулируется 
регулировщиком или световыми дорожными сигналами;
     b) непосредственно   перед  железнодорожными  переездами  без 
шлагбаумов или  полушлагбаумов  и  на  этих  переездах,  учитывая, 
однако,   что  Договаривающиеся  Стороны  или  их  территориальные 
подразделения  могут  разрешать  такой  обгон  на  железнодорожных 
переездах,  где дорожное движение регулируется световыми дорожными 
сигналами,  имеющими  огонь,  разрешающий  транспортным  средствам 
проезд.
     9. Транспортное средство может обгонять  другое  транспортное 
средство,    которое    приближается   к   пешеходному   переходу, 
обозначенному либо разметкой на проезжей части дороги, либо знаком 
или сигналом,  или которое остановилось непосредственно перед этим 
переходом, только на достаточно сниженной скорости, обеспечивающей 
своевременную  остановку  в том случае,  если на переходе окажутся 
пешеходы.  Ни  одно  положение   настоящего   пункта   не   должно 
толковаться  как  препятствующее  Договаривающимся Сторонам или их 
территориальным  подразделениям   запрещать   обгон,   начиная   с 
определенного расстояния до пешеходного перехода,  или предъявлять 
более  строгие  требования  к  водителям   транспортных   средств, 
намеревающимся    совершать    обгон    транспортного    средства, 
остановившегося у пешеходного перехода.
     10. Водитель, который убедится, что следующий за ним водитель 
намерен  совершить   обгон,   должен,   за   исключением   случая, 
предусмотренного  в  подпункте  \”b\”  пункта  1 статьи 16 настоящей 
Конвенции,   приблизиться   к   краю   проезжей   части    дороги, 
соответствующему  направлению  движения,  и  не повышать скорость. 
Если недостаточная ширина,  профиль или состояние  проезжей  части 
дороги не позволяют – с учетом интенсивности встречного движения – 
легко  и  безопасно  обгонять  тихоходное,  крупногабаритное   или 
вынужденное соблюдать определенную скорость транспортное средство, 
водитель  последнего  должен  замедлить  движение   и   в   случае 
необходимости  при  первой  возможности  уступить дорогу для того, 
чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
     11. a)   Договаривающиеся   Стороны  или  их  территориальные 
подразделения могут на дорогах  с  односторонним  движением  и  на 
дорогах  с  двусторонним  движением в том случае,  если по крайней 
мере две  полосы  движения  в  населенных  пунктах  и  три  полосы 
движения вне населенных пунктов предназначены для движения в одном 
и том же направлении и обозначены продольной разметкой:
     i) разрешать  транспортным  средствам,  двигающимся  по одной 
полосе движения,  обгонять со стороны, соответствующей направлению 
движения,  транспортные  средства,  движущиеся  по  другой  полосе 
движения;
     ii) не  применять  положений  пункта  3  статьи  10 настоящей 
Конвенции;
     при наличии   соответствующих   предписаний,   ограничивающих 
возможность выезда на другую полосу движения;
     b) в  случае,  предусмотренном выше,  в подпункте \”a\”,  и без 
ущерба для положений пункта 9 настоящей статьи,  такое  опережение 
не считается обгоном по смыслу настоящей Конвенции. 
                            Статья 12 
                        Встречный разъезд 
     1. При  встречном  разъезде  водитель  транспортного средства 
должен оставить  сбоку  достаточное  свободное  пространство  и  в 
случае необходимости держаться ближе к краю проезжей части дороги, 
соответствующему направлению движения;  если при этом его движение 
будет    затруднено   ввиду   наличия   препятствия   или   других 
пользователей дороги,  он должен замедлить  движение  и  в  случае 
необходимости    остановиться,    чтобы    пропустить    встречное 
транспортное средство или транспортные средства.
     2. На горных дорогах и на дорогах с большим уклоном,  имеющих 
аналогичные характеристики,  где разъезд невозможен или затруднен, 
водитель  движущегося  под  уклон  транспортного  средства  обязан 
остановиться  и  уступить  дорогу  любому  движущемуся  на  подъем 
транспортному  средству,  за исключением тех случаев,  когда места 
для разъезда располагаются вдоль проезжей части таким образом, что 
движущееся  на  подъем  транспортное  средство могло бы,  учитывая 
скорость  и  положение  транспортных  средств,   остановиться   на 
имеющемся впереди него месте для разъезда, в связи с чем отпала бы 
необходимость для одного из транспортных средств дать задний  ход. 
В случае если одно из двух встречных транспортных средств должно с 
целью  разъезда  дать  задний,   это   обязан   сделать   водитель 
движущегося  под  уклон  транспортного  средства,  за  исключением 
случаев,  когда совершенно очевидно,  что такой маневр значительно 
легче  выполнить  водителю  движущегося  на  подъем  транспортного 
средства.  Однако Договаривающиеся Стороны или их  территориальные 
подразделения  могут предписать в отношении некоторых транспортных 
средств  или  некоторых  дорог  или  участков  дорог   специальные 
правила, отличающиеся от правил настоящего пункта. 
                            Статья 13 
                       Скорость и дистанция 
     1. Водитель   транспортного   средства   должен   при   любых 
обстоятельствах  сохранять   контроль   над   своим   транспортным 
средством,  с  тем чтобы соблюдать необходимую осторожность и быть 
всегда  в  состоянии  осуществлять  любые  маневры,  которые   ему 
надлежит  выполнить.  Он  должен  при  изменении скорости движения 
транспортного  средства  постоянно  учитывать  обстоятельства,   в 
частности  рельеф  местности,  состояние  дороги  и  транспортного 
средства,  его  нагрузку,  атмосферные  условия  и   интенсивность 
движения,  чтобы быть в состоянии остановить транспортное средство 
в конкретных условиях видимости в направлении  движения,  а  также 
перед любым препятствием, которое водитель в состоянии предвидеть. 
Он   должен   снижать   скорость   и   в   случае    необходимости 
останавливаться  всякий  раз,  когда  того требуют обстоятельства, 
особенно когда видимость неудовлетворительна.
     2. В  национальном законодательстве должны быть предусмотрены 
ограничения максимальной скорости для всех дорог.  Кроме того, для 
некоторых  категорий  транспортных средств,  представляющих особую 
опасность,  в  частности  вследствие  их  массы  или  нагрузки,  в 
национальном  законодательстве должны быть установлены специальные 
ограничения скорости.  Аналогичные  положения  могут  быть  в  нем 
предусмотрены также для некоторых категорий водителей, в частности 
для начинающих водителей.
     3. Положения   первого   предложения   пункта   2   могут  не 
применяться   к   водителям    транспортных    средств,    имеющих 
преимущественное  право  проезда и упомянутых в пункте 2 статьи 34 
или приравненных к ним национальным законодательством.
     4. Водитель  не должен без особого на то основания затруднять 
нормальное  движение  других  транспортных  средств,  двигаясь  на 
слишком малой скорости.
     5. Водитель  транспортного  средства,  следующего  за  другим 
транспортным    средством,    должен   соблюдать   соответствующую 
дистанцию, с тем чтобы избежать столкновения в случае неожиданного 
торможения   или   остановки   движущегося  впереди  транспортного 
средства.

Leave a Reply

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code