12 причин поговорить с инспектором. МАІР.
Міжнародне Агентство Інформаційних Розслідувань (МАІР)
30.09.2011 г.
“12 причин поговорить с инспектором”
Одна моя знакомая таксистка, каждый раз, когда ее пытается «подрезать» какой-то дорожный хам, начинает ругать не обидчика, а доблестных сотрудников ГАИ и парламентариев. Первых за то, что никак не реагируют на подобные «мелочи» на дорогах, вторых – за изменение законов, которые позволяют водителям так себя вести. «Вот в советское время остановили бы такого, три дырки в талоне – и он без прав. К чему привела ваша демократия?» – последний вопрос она адресует уже мне, в этот раз ругая на всякий случай и журналистов. К сожалению, она права в одном – как бы ни усовершенствовали наше законодательство, ситуация на дорогах и общение водителей друг с другом и сотрудниками ГАИ от этого мало меняются. Возможно, поэтому в Управлении ГАИ МВД Украины советуют водителям, не стесняться и фиксировать разговор с инспекторами хотя бы на камеры мобильных телефонов. И передавать водительское удостоверение им в руки лишь в случаях, предусмотренных законом.
«На сегодня водитель не обязан передавать в руки свое удостоверение. Но существует несколько нарушений ПДД, которые предусматривают лишение права управления и, соответственно, изъятие документа», – заявил главный инспектор отдела организационной работы ДПС УГАИ МВД Олег Сирый, комментируя законодательные изменения в деятельности Госавтоинспекции, которые были приняты Верховной Радой.
Он также напомнил, что парламентом были внесены изменения в статью 11 Закона «О милиции», где четко выписаны основания для остановки автотранспорта сотрудниками ГАИ, поэтому «сидеть в кустах» и отлавливать всех подряд они не имеют права.
По словам Олега Сирого, если ранее было тринадцать оснований, то сегодня их стало на одно меньше. Законодатель убрал один из пунктов, который предполагал, что водитель может спровоцировать остановку, если у инспектора возникнут сомнения в его способности управлять автомобилем.
Хотя этот пункт убрали, этот отнюдь не означает, что граждане могут теперь рулить по улицам, кто как захочет. Поскольку до сих пор учитываются такие моменты, как нарушение правил рядности, нарушение правил маневрирования и т.п.
«Все-таки я еще раз хотел бы подчеркнуть, что сотрудникам ДПС запрещено безосновательно останавливать автомобили. Не буду перечислять все 12 пунктов, остановлюсь лишь на нескольких из них, – объяснил Олег Сирый. – Главное основание для остановки – это нарушение правил дорожного движения. Речь идет о ситуациях, когда инспектор во время несения патрульной службы визуально видит, что водитель нарушает правила дорожного движения. Это может быть проезд на красный сигнал светофора, нарушение правил парковки и т.д. Сюда же следует отнести технические неисправности автомобиля. Если инспектор увидит визуально, что автомобиль движется с явными признаками технической неисправности, он может его остановить и, соответственно, принять меры. Например, транспортное средство передвигается в ночное время без надлежащего освещения или в дождливую погоду не работают стеклоочистители. Еще один повод для остановки – это нахождение транспортного средства в розыске. Либо его собственник вместе с имуществом разыскивается государственной исполнительной службой. Кроме того, бывают ситуации, когда автомобили разыскиваются за совершение ДТП. В таком случае у инспектора есть соответствующая ориентировка».
О.Сирый также напомнил, что закон предусматривает в некоторых ситуациях привлечение водителя для оказания помощи сотрудникам милиции. Например, как свидетеля при оформлении правонарушений. Кроме того, есть соответствующая законодательная норма, которая говорит о том, что сотрудник милиции может использовать автомобиль гражданина или какой-то организации, если на то у него будут убедительные причины. Повезло в этом отношении разве что иностранцам, у которых во временное пользование ничего просить нельзя.
Правда, комментируя эту часть закона, Олег Сирый уточнил, что киношные варианты, когда милиционер подсаживается в мимо проезжающее авто и начинает преследовать нарушителя, возможны лишь по добровольному согласию самого водителя. Он вправе отказаться от «лестного предложения» поучаствовать в погоне. «Хочу сразу сказать, что у нас никто не заставляет водителя передавать свой автомобиль милиционеру или использовать его со служебной необходимостью. Никто не вправе также заставить человека быть свидетелем или понятым по делу, если он этого не хочет», – сказал Олег Сирый.
А вот перепроверить, законны ли действия сотрудника ГАИ, который придирается к водителю под предлогом проведения некой спецоперации, крайне проблематично. Поскольку по закону добропорядочные граждане должны подчиниться его требованиям, а лишь потом, если чем-то недовольны, могут жаловаться сколько душе угодно.
В то же время, практикующие юристы говорят о том, что было бы желание остановить, а повод инспекторы всегда найдут.
«В моей практике было несколько ситуаций, когда приходилось обжаловать административные протоколы и действия сотрудников Госавтоинспекции, – рассказал директор юридической компании «Наша справа» адвокат Вадим Прокопенко. – Например, был случай, когда инспекторы останавливали автомобиль-нарушитель, который двигался с превышением скорости, находясь на полосе разворота встречного транспорта. Они поставили свой служебный автомобиль на развороте, а этого нельзя было делать. Но они так якобы скрывались от глаз потенциальных правонарушителей. Видимо, не столько хотели упредить правонарушение, сколько наказать за него. Мы обжаловали действия сотрудников ГАИ в органы прокуратуры, поскольку подобным поведением они сами создали аварийную ситуацию на дороге. Но штраф за превышение скорости нашему клиенту пришлось уплатить.
Или другая ситуация. Сотрудники ГАИ остановили автомобиль под предлогом того, что водитель якобы совершил разворот в неположенном месте. Причем они это увидели издалека, примерно с расстояния 1,5 км, а потом ехали за ним еще какое-то время по городу, чтобы наказать. Все это происходило зимой, в пять часов утра, когда видимость была, прямо скажем, не очень. Когда водитель попытался спорить, отстаивая свою правоту, они попытались его задержать, применив уже физическую силу. Действия сотрудников ГАИ были обжалованы в административном суде, поскольку они не вправе устанавливать правонарушение, очевидцами которого достоверно не являлись. Также проводится служебная проверка по факту правомерности их действий в данной ситуации».
Рассказывая о законодательных новшествах, Олег Сирый еще раз напомнил, что на любые факты нарушений со стороны закона самими сотрудниками ГАИ, реакция последует незамедлительно. «Водитель имеет право записывать на видеокамеру или мобильный телефон работу и общение с инспектором дорожной патрульной службы», – сказал О.Сирый. Он отметил, что служба ГАИ открыта и прозрачна в этих вопросах. Возможно, водителям стоит воспользоваться этим правом, чтобы потом было чем апеллировать в суде?
Елена Соколова
Leave a Reply