Массовые отравления в Харькове: о подробностях расследования и последствиях для рынка фальсификата

Массовые отравления в Харькове: о подробностях расследования и последствиях для рынка фальсификата

Татьяна Бодня, для “Цензор.НЕТ”
30.05.17

 

Одна из продавщиц настолько была уверена, что взятый ею на реализацию алкоголь безвреден, что угостила им мужа. Он умер, пополнив список жертв, которых убил суррогат, приготовленный из метанола.
Только в Харьковской области, где было организовано его производство, в прошлом году умерло 52 человека, еще 13 погибших – в Луганской, Донецкой, Николаевской и Житомирской областях. О том, как продвигается следствие в этом резонансном деле, стали ли после этой истории меньше производить и меньше покупать фальсификата и что делают правоохранители, чтобы обезопасить жизни и здоровье людей – в расследовании “Цензор.НЕТ”.

Чтобы не отравиться самим, “производители” использовали противогазы

Как рассказал Цензор.НЕТ первый заместитель главы ГФС Сергей Белан, в ходе следствия установлено, что производство организовал 27-летний харьковчанин совместно с двумя пособниками.

“Они смешивали метиловый спирт с водой, разливали ядовитый суррогат в 5-литровые “бег ин боксы” и бутылки, в которых ранее была продукция известных производителей, собирали их на свалках и обклеивали фальсифицированными марками акцизного налога, распечатанными на цветном принтере”, – объясняет он. – Полученная продукция реализовывалась через объявления в сети Интернет и курьерские службы доставки грузов по всей территории Украины. Кроме того, организатор распространял ее и через так называемые “наливайки” в Харькове и области, используя собственные знакомства”.

По его словам, организатором оказался безработный харьковчанин, в прошлом — наладчик полиграфического оборудования. В июне прошлого года он купил литр технического метилового спирта, разбавил его водой и продал под видом водки. Вдохновленный успехом, купил уже 100 литров, снова разбавил, и снова продал. И когда люди уже начали травиться, было заказано еще 4000 литров метилового спирта, чтобы приготовить очередную порцию отравы.

Производство осуществлялось в жилых помещениях участников преступной группировки и в двух арендованных гаражах. Во время обысков было изъято оборудование для изготовления суррогата и 4 тонны метилового спирта.

“Они знали, что метанол – это ядовитое вещество. Сами боялись отравиться, использовали противогазы, – говорит Сергей Белан. – Сотрудники налоговой милиции работали в круглосуточном режиме. Мы быстро вышли на организатора и его подельников, выяснили, что они купили метанол в г. Северодонецке, Луганской области. По цене 16,7 грн за литр”.

В начале октября налоговая милиция провела обыски в помещениях предприятия-поставщика. Были изъяты финансово-хозяйственные документы и компьютерная техника, отобраны образцы прозрачной жидкости с запахом спирта и допрошены в качестве свидетелей сотрудники предприятия.

Кроме этого, были приняты меры, направленные на установление полного круга лиц, причастных к изготовлению, транспортировке и реализации алкогольного фальсификата.

Как рассказал Сергей Белан, работниками налоговой милиции изъят весь суррогат, содержащий метиловый спирт, который злоумышленники реализовывали на территории Харьковской, Хмельницкой, Житомирской, Луганской, Николаевской и Донецкой областей. В рамках уголовного производства 11 лицам сообщено о подозрении, включая тех, кто его производил и тех, кто продавал. Организатору и его подельникам вменяют совершение преступления, предусмотренного ч.3 ст.204 Уголовного кодекса Украины. Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет.

Материалы относительно дистрибьютора метанола, причастного к транспортировке и реализации алкогольного фальсификата, уже направлены в суд с обвинительным актом по ч.1 ст. 321 Уголовного кодекса Украины.

“Он признал полностью вину и заключил соглашение с прокурором. Этот человек не знал, что продал метанол именно для производства водки, – рассказывает Сергей Белан. – Многие берут для химической промышленности. Но неправильное хранение и перевозку ему вменили. Он химик по специальности и знал, что есть спецпорядок. Это ядовитое вещество должно храниться при транспортировке в спеццистернах”.

Кроме мелких торговцев, участвовало в схеме и два крупных оптовика, которые сбывали изготовленный продукт в разных концах Харьковской области. Один из них – бывший сотрудник милиции. Когда начали умирать люди, уничтожил остатки того, что не успел пристроить. Видимо, понял, какими могут быть последствия.

В ГФС говорят, что в рамках расследования было проведено около 100 различных экспертиз, допрошено более 200 свидетелей. Отработали качественно, в максимально короткие сроки.

Как уточнили “Цензор.НЕТ” в Харьковской областной прокуратуре, уже до конца месяца это дело пойдет в суд.

Теневой рынок утоляет жажду

Снизился ли после этой истории спрос на алкогольный суррогат? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть объявления о продаже, которых множество в Интернете. Причем многие порталы предлагают стать их постоянными клиентами. Например, при покупке на общую сумму 10 тысяч гривен клиент получает скидку в 4%, указано на одном из них. На другом предупредительно пишут, что “все диспетчера – опытные бармены, а водители проверены”. Оперативники, с которыми я общалась, рассказывают, что продажи через всемирную сеть наиболее распространенный вариант. Но для доставки все-таки в большинстве случаев предпочитают курьерские службы, работающие по всей стране.

“Продажа через Интернет не запрещена, но это должен быть официально зарегистрированный субъект предпринимательской деятельности, который получил соответствующую лицензию, – комментирует адвокат Вадим Прокопенко. – Согласно Закону “О защите прав потребителей” ответственность лежит солидарно на всех, кто участвует в продаже. Это как продавец, так и изготовитель. Они несут материальную ответственность в случае, если покупатель приобрел некачественный продукт и обратился в суд с гражданским иском. Если человек отравился или умер, важно выявить по чьей вине это произошло. Если продавец добросовестно приобрел продукцию, ему предоставили все документы, включая сертификаты качества на товар, он имеет лицензию, как и тот, кто ему продавал, его могут освободить от уголовной ответственности”.

По словам Вадима Прокопенко, лучше покупать алкоголь в стационарных местах торговли, там, где можно посмотреть оригинал лицензии, оригиналы сертификата качества на товар или нотариально заверенные копии. А если уж вы решились на покупку через Интернет, обязательно нужно получить документы, из которых можно понять, какой конкретно субъект предпринимательской деятельности этот товар продал.

“Это может быть квитанция, кассовый чек, накладная с подписью и печатью уполномоченного лица”, – уточняет адвокат.

Отвечая на вопросы “Цензор.НЕТ”, в ГФС объясняют, что они постоянно отрабатывают такое направление, как Интернет-торговля, а через сайты продаж выходят и на подпольные цеха.

В целом по Украине за четыре месяца этого года налоговой милицией ликвидировано 54 подпольных производства.

Так, к примеру, в Житомирской области сотрудники налоговой милиции совместно с прокуратурой раскрыли и пресекли деятельность преступной схемы по изготовлению и реализации фальсифицированных алкогольных напитков.

Было установлено, что в областном центре в гаражном помещении, а также в частном домовладении располагаются два крупных подпольных цеха по изготовлению фальсификата. Алкоголь хранился и реализовывался под видом существующих торговых марок с двух крупных складов, находящихся в одном из городов области. Продажа фальсификата также велась через сеть Интернет.

В результате проведенного ряда обысков было обнаружено и изъято 20 тонн спирта, около пяти тонн фальсифицированного алкоголя, черновая бухгалтерия, а также оборудование, которое использовалось в незаконной деятельности. Общая стоимость изъятого составляет около трех миллионов гривен.

В соответствии с законодательством, все изъятые налоговой милицией подакцизные товары должны храниться на предприятиях, внесенных в Единый реестр мест хранения подакцизных товаров, с которыми органами ГФС заключены соответствующие договора. Или временно в местах непосредственного изъятия под охраной сотрудников налоговой милиции.

Как сообщили в ГФС, сейчас проходят спецоперации “Акциз” и “Рубеж”, во время которых налоговики вместе с коллегами из других правоохранительных ведомств пресекают изготовление алкогольного фальсификата, его продажу на рынке Украины.

Подделка для “гурманов”

Чтобы понять, что конкретно предлагает теневой рынок, с оперативниками столичного главка ГФС едем на склад, где хранится изъятая в цехах и местах сбыта нелегальная продукция, а также оборудование, используемое в производстве.

Склад расположен в Соломенском районе столицы. Кроме налоговиков, сюда свозят изъятое на обысках и представители других правоохранительных структур. Рядом с алкоголем, спиртом и оборудованием тут хранятся столы для казино, игровые автоматы. Правда, их не много. Заведующая складом объясняет, что раньше было намного меньше.

В конце длинного ангара привезенное с последней реализации. Подпольный цех в Борисполе. Изъяли подакцизной продукции и оборудования на общую сумму 3,3 млн. грн. Производили в нем поддельный коньяк и водку. Разогнаться не успели, цех прикрыли примерно через месяц с момента создания.

Интересуюсь насколько сложно организовать такой незаконный бизнес и что для этого нужно. Выясняется, что главное достать основной компонент – спирт, который в основном попадает в страну контрабандным путем. Раньше широко применялись автоцистерны с двойным дном: сверху легальное масло или уксус, а снизу спирт. Сейчас перевозят чаще всего небольшими партиями микроавтобусами в пластиковых бочках или канистрах. Груз свозят на базы, откуда он уже направляется в нелегальные цеха.

Везут, как правило, из России или Молдовы. Кстати, бывают и крупные партии. Одну из таких налоговики совместно с коллегами из СБУ и прокуратуры задержали 31 декабря прошлого года в Одесской области. Спирт – 74 тонны – везли из Молдовы по поддельным документам.

Второй компонент, который добавляется в самодельную водку, – вода. Она обязательно должна быть очищенной. Либо ее такой покупают, либо прогоняют через специальный фильтр. Иначе в уже готовом продукте вскоре появятся хлопья от хлора. И его вряд ли кто-то купит.

Чтобы приготовить коньяк, который тоже пользуется спросом, достаточно купить пищевые красители. Расход примерно сто грамм красителя на тонну спирта, разведенного водой.

Открутила рядом стоящую пластиковую баклажку. Жидкость, подкрашенная под цвет конька, пахнет карамелью и шоколадом.

Кстати, согласно законодательству Украины, разлив спиртных напитков запрещен в любую тару, кроме стеклянной. Пластик сам по себе химически активный, тоже выделяет токсины. Но фасовать в стекло не выгодно. Не только с точки зрения экономики. Но и последствий. На бутылке должна быть акцизная марка. А ее подделка подпадает под статью о производстве незаконный денежных знаков. Статья тяжкая и светит реальный уголовный срок.

“Улучшать” пытаются и водку, комментируют оперативники. Если выдают за импортную. В таких случаях могут добавить глюкозу или сахарный сироп.

Среди ассортимента, который хранится на складе, и “напитки для гурманов”. Это так называемый “элитный” алкоголь. Что-то привезли в страну контрабандой. Что-то сварганили здесь. На бутылках с ромом (во всяком случае так написано на этикетке) марка РФ. Подлинная она или нет, неизвестно. Как объяснили мои собеседники, если алкоголь легально ввозится, то импортер, заключая контракт, заказывает партию марок акцизного налога и их клеят на бутылки еще на заводе-производителе.

Но отсутствие марок на картонных упаковках никого особо не заморачивает. Если спирт не технический, то отличить фальсификат по вкусу смогут только те, кто знает, какой оригинал. Но риск отравиться и даже умереть, как показывает жизнь, при потреблении такой продукции вполне реален.

Несут ли ответственность производители такой продукции? Учитывая, что соответствующая статья кодекса была декриминализирована, то это в основном штрафы.

Уголовная ответственность наступает, если есть серьезные последствия. Хорошо, если еще удастся дойти до организатора, а не только исполнителей. Если объемы большие и процесс грамотно организован, он, как правило, не контактирует с людьми, которые у него работают. Действует через доверенных лиц. Одним словом – конспирация. Человек не заинтересован, чтобы его кто-то знал.

“Задерживаем преступные группы, включая и организаторов, – рассказал Сергей Белан, отвечая на вопрос об ответственности и последствиях для тех, кто стоит за производством алкогольного суррогата. – Дальше решение за судом. Например, сотрудниками налоговой милиции Ривненской области летом прошлого года был ликвидирован цех, который обеспечивал массовое производство. Были изъяты спирт, готовая продукция, поддельные марки акцизного налога и оборудование на общую сумму 4,8 миллионов гривен. Уже есть приговор. Организатор осужден к трем годам лишения свободы”.

Но чаще всего суды лояльнее и ограничиваются штрафами от 17 тысяч гривен и выше. Заплатив их, любители этого вида “бизнеса” пытаются начать все заново.

 

Цензор.НЕТ

Leave a Reply

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code